Главная | Новгородская школа - Мастерская | Регистрация | Вход Приветствую Вас Странник | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Новгородская школа
ЕвгенияДата: Среда, 02 Декабря 2009, 16:47 | Сообщение # 1
Подмастерье
Группа: Администраторы
Сообщений: 140
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Новгородская школа(2-я треть 12 — начале 16 вв.), одна из наиболее значительных школ древне-русского искусства, сложившаяся в Новгороде в период феодальной раздробленности и сыгравшая большую роль в развитии русской культуры.
Время расцвета Новгородской школы — 12—15 вв. Суровая мощь, лаконичность форм, простота и скупость декора, присущие Н. Ш., сложились уже в период Киев. Руси. Храмы нач. 12 в.: собор Георгия Юрьева мон. (1119), Рождественский собор Антониева мон. (1117—19); ц. Николы на Ярославском дворище (1113) — своими размерами и монумент. обликом близки храмам Киев. Руси. Тип церквей периода феод. раздробленности (со 2-й пол. 12 в.) — это небольшой кубический в плане, одноглавый, 4-столпный храм (ц. Георгия в Ст. Ладоге; ц. Петра и Павла на Синичьей горе в Новгороде, 1185—92; ц. Спаса на Нередице, 1198).

В 13—14 вв. продолжает развиваться тот же тип храмов (одноглавый, 4-столпный, 3-х, а чаще всего 1-апсидный, часто понижены), но появляется трехлопастное завершение фасадов (ц. Николы на Липне, 1292; ц. Спаса на Ковалеве, 1345; ц. Успения на Волотовом поле, 1352, разрушена в 1941), а в 14 в. усиливается роль декор. элементов в экстерьере (ц. Федора Стратилата, 1360—61; ц. Спаса на Ильине улице, 1374): покрытие по многолопастной арке декор. орнаментом по верху барабана и апсиды. В ц. Спаса на Ильине ул. декор усилен "нишками", "бровками", розетками, "поясками", изображениями крестов. 2-я пол. 14 в. — ярчайший расцвет Новгород. зодчества, памятники этого времени — классич. образцы Новгород. архитектуры. С кон. 14 в. — снижение творч. активности.

В 15 в. приемы стандартизуются (ц. Петра и Павла в Кожевниках, 1406). С сер. 15 в. появляется нарочитый архаизм, поворот к старым формам и традициям 12 в. — своеобразная оппозиция новгородцев нарастающему влиянию Москвы, напоминания о Новгород. независимости (ц. Воскресения на Мячине, 1465), гражд. постройки сер. века при владыке Евфимии — "Грановитая палата" 1433 в новгородском кремле, Часозвоня 1433, там же.

Одноврем. с зодчеством формируется новг. школа монумент. иск-ва, отличающаяся экспрессивностью и суровостью, соединенными с лаконизмом выражения, иногда аскетизмом, выразительностью, мужественностью, энергией ликов (фрески ц. Благовещения в Аркажах). Тонкая графич. плоскостная манера — в многокрасочных росписях, в к-рых силуэт полностью подчинен плоскости стены — в ц. Георгия в Ст. Ладоге (80-е гг. 12 в.). "Подлинной энциклопедией древнерусского иск-ва" (В. Н. Лазарев) являются фрески Спаса на Нередице (1198, разрушена в 1941), одного из крупнейших ср.-век. живописных ансамблей Европы: это иск-во подлинно монументальное, торжеств., величавого ритма, вневрем. характера; тяж. фигуры с застывшим взглядом широко открытых глаз; композиции сплошным ковром устилают стены собора, колорит напряженный; гл. место занимает "Страшный Суд" (зап. стена, часть юж. и сев. нефа) с передачей сцен мучений в аду и определ. соц. направленностью. Участвовали неск. мастеров.


Если бы Господь вдохнул жизнь в каменную скульптуру изображающую богиню правосудия Фемиду и сорвал с её глаз повязку, предоставляя возможность взглянуть на современный мир, -богиня вновь бы окаменела... (Светлана Анисимова)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2025