Евгения | Дата: Среда, 02 Декабря 2009, 16:56 | Сообщение # 1 |
 Подмастерье
Группа: Администраторы
Сообщений: 140
Статус: Offline
| Псковская школа,одна из местных школ русского средневекового искусства; сложилась в Пскове и его владениях в период феодальной раздробленности. Ранние постройки из плинфы и камня сохраняют связь с архитектурными традициями новгородской школы (собор Ивановского монастыря, до 1243), в то же время отличаясь по конструктивному решению типа крестово-купольного храма (собор Мирожского монастыря). Основной тип приходского храма сложился к концу 14 в. (известен по памятникам 15 в.) — кубический, 4-столпный, 3-апсидный, с пониженными угловыми частями храм имел одну главу и многоскатное покрытие (церковь с. Кобылье Городище, 1462), иногда на повышенных подпружных арках (церковь Успения в Мелётове, 1463). В 15 в. был разработан также тип небольшого бесстолпного храма с барабаном, опирающимся на пересекающиеся цилиндрические арки [церковь Николы Каменноградского, 16 в.(?)]. К храмам пристраивались обычно многочисленные приделы, притворы, паперти; вместе с многопролётными звонницами храмы составляли живописный асимметричный ансамбль. Развита была крепостная архитектура; в 16—17 вв. строились огромные, в несколько этажей купеческие дома (3-этажные палаты Поганкиных, до 1645). С 14 в. строительство велось из местного камня-плитняка с последующей известковой обмазкой и побелкой. Контраст простых геометрических объёмов и подчёркнуто-материальной пластики стены придают культовой, гражданской и крепостной архитектуре П. ш. большую выразительность. Живопись П. ш. начала складываться в середине 13 в., достигнув расцвета в конце 14 — начале 15 вв. Она отличается экспрессией образов, напряжённостью колорита, резкостью пробелов, пастозностью мазка (фрески собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, 1313, и церкви Успения в Мелётове, 1465; иконы "Собор Богоматери" и "Параскева Пятница, Варвара и Ульяна" — обе 2-я половина 14 в., Третьяковская галерея). В живописи распад П. ш. начался на рубеже 15—16 вв., в архитектуре местные традиции удерживались дольше.
Если бы Господь вдохнул жизнь в каменную скульптуру изображающую богиню правосудия Фемиду и сорвал с её глаз повязку, предоставляя возможность взглянуть на современный мир, -богиня вновь бы окаменела... (Светлана Анисимова)
|
|
| |