САНГИНА Слово "сангина" происходит от латинского "сангвинеус" - "кроваво-красный". Это карандаши без оправы, красно-коричневых тонов (из каолина и окислов железа). Сангина изготавливается из тонкоперетертой жженой сиены и часов-ярской глины.
Карандаши сангины дают теплый красноватый или темно-коричневый цвет.
Рисунки сангиной очень живописны; во Время работы ее можно смачивать, что позволяет разнообразить толщину и плотность штриха, удалять ненужные линии. Рисуют сангиной на шероховатых бумаге, картоне, холсте, используя разнообразные приемы: линии и штрихи различной толщины, длины, направленности, растушевку, позволяющую создавать красочные пятна. Красивые рисунки сангиной получаются на тонированном фоне и когда к основному материалу добавляются уголь и мел (техника "трех карандашей"). Сангина достаточно прочно держится на поверхности листа, однако рисунки, выполненные в сочетании с углем, лучше хранить, переложив тонкой бумагой, так как фиксировать их нельзя.
Известная еще в античности сангина позволила ввести в рисунок цвет например для Изображения телесного цвета. Именно так в XV в. ее использовал Фуке в своих портретах и позже в XVIII столетии в технике "трех карандашей". Собственно рисунок сангиной (то есть без дополнительных материалов) появился во Флоренции. Рисунки Леонардо да Винчи датируемые 1470-1480 являются тому замеча тельным примером. Эта техника имела большой успех на протяжении XVI XVII и XVIII вв. как в Италии так и во Франции и в северных странах
и особенно в эпоху Ватто и Буше.Однако в XIX в. сангина использовалась мало за исключением Ренуара.
Техника сангины известна с эпохи Возрождения (рисунки Леонардо да Винчи, Рафаэля и др.), получила большое распространение в 17-18 вв. (франц. sanguine, от лат. sanguines - кроваво-красный)
Художники Возрождения разработали и широко использовали интересный способ рисования: они наносили рисунок сангиной или сепией и углем на тонированнаю бумагу, а затем белым мелом высветляли нужные участки.
В этой технике , известной как техника трех карандашей, рисовали в 17 веке Рубенс и Иорданс, а в 18 веке - Буше, Фрагонар и Ватто.
Леонардо да Винчи, Study of a Figure for the Battle of Anghiari
Красная сангина
Материалы взяты с сайта http://arttower.ru